пятница, 26 сентября 2014 г.

Ironman 70.3 Wiesbaden, отчет.


В этот раз как от самого старта Ironman 70.3, так и вообще от поездки в Висбаден и выходных там не было какого-то цельного ощущения. Все какие-то отрывочные, эпизодические впечатления с самой гонки и времени до и после нее. 

После финиша каких-то положительных или отрицательных эмоций не было. Их не было вообще. Было все равно. Может причиной тому выматывающий велосипедный этап и потеря мотивации на беге или несоответсвие результата ожиданиям, но, так или иначе цельного впечатления, в день финиша с явно выраженным "знаком" тоже не было. Проплыл, проехал, пробежал, повесили медаль на шею. Ок. Check. 

Да и писать этот отчет поначалу не хотелось совсем. Но потом где-то в течение недели после гонки рефлексируя, анализируя и сравнивая картинка начала складываться. И складывалась она не такая уж и плохая. 


День перед стартом.


День перед гонкой был сумбурным. В прошлом году, в Целл ам Зее, помнится я спокойно сходил на официальную плавательную тренировку, потом на брифинг и у меня еще осталось полдня на то, чтобы провести это время с семьей и уже к вечеру прокатиться-пробежаться и сдать все в транзитку.

Тут же официального плавания вообще не было, озеро (на самом деле песчаный карьер, гордо названый Waldsee, т.е. лесным озером) было закрыто для плавания за день до старта. Брифинг до 12, обратно в отель, дособираться и еще ехать в транзитку почти полчаса на машине. А там еще минут 15 идти от места парковки до транзитки. Сначала прогулялся первый раз, понял что поплавать не светит. Вернулся к машине, переоделся поехал прокатиться на велосипеде. Катилось хорошо, не смотря на то, что было достаточно жарко - под 30 - и очень душно. А вот на короткой пробежке духота уже очень чувствовалась. Прогноз обещал на завтра грозу, но все молились, чтобы дождя не было. Опять пройтись от машины до транзитки, все проверить, сдать и вернуться. Пока то, да се, время уже к вечеру.

Транзитка, кстати, находится  недалеко от аэропорта Франкфурта. Причем с какой-то такой стороны, что в ее сторону постоянно взлетают именно самые огромные самолеты.

Разобравшись с транзиткой поехал смотреть трассу велоэтапа на машине. Еще дома я заготовил себе самодельный стикер с профилем трассы и прилепил его на верхнюю трубу рамы на велосипеде. За что получил одобрительный кивок от мужика, проверявшено велосипед на входе в транзитку.

Ехал и сопостовлял карту с реальностью. Все подъемы на память с первого раза запомнить не удавалось, просто совмещал картинку профиля высот с тем, что увидел в реальности. Уже тогда стало понятно, что эта трасса содержит далеко не один страшный подъем, как мне говорили люди ездившие эту трассу и как я думал поначалу. Но и много других подъемов и спусков поменьше, но зато в большом количестве. И это тоже надо учитывать. Осознание того, что подъем на трассе далеко не один очень помогло потом. Но настоящий масштаб бедствия все равно был недооценен, как потом выяснилось.

Вернулся в Висбаден уже совсем к вечеру. Совершил углеводную загрузку макаронами и пошел растрясти ужин и посмотреть трассу бегового этапа. Благо жил я совсем недалеко от финиша.

Уже на брифинге сказали, что беговой этап тоже совсем не плоский. Отчасти поэтому и отправился посмотреть. Оказалось, что один круг бегового этапа представляет собой очень пологий подъем по парку с парой чуть более крутых участков на пару десятков метров. И потом соответсвенно пологий спуск, но тоже с одним коротким, подъемом и потом достаточно крутым спуском в самом конце круга. Вроде ничего страшного, но стоит принять во внимание, что первую половину круга темп скорее всего будет немного ниже, чем на вторую. И так 4 круга.

Вернулся домой уже в темноте и завалился спать.

Утро перед стартом.

Утром на посадке в автобус до места старта встречаю своего одноклубника по голландскому три-клубу. Для него это первая половинка вообще и он заметно волнуется. Мужчина справа от меня, наоброт, дремлет всю дорогу до старта. Я ощущаю себя где-то посередине: вроде спокоен, но не настолько, чтобы досыпать в автобусе. Вокруг в автобусе, такое ощущение, что одни подтянутые и атлетичные полубоги среднего возраста, говорящие в основном по-немецки.

Обещаный дождь прошел ночью, и в транзитке все немного сырое. Покрывашки на велосипед не выдавали, объснив тем, что ночью ждали сильный ветер и велосипеды могли бы попадать. Так что велосипеды тоже мокрые. Прикрепляю велотуфли на велосипед, фиксирую резинками. Шлем и очки оставляю в мешке: будет время чем заняться, пока бегу пару сотен метров от тента для переодевания до места с велосипедом.

Стою очередь в туалет и уже время одевать гидрокостюм. Старт разбит на достаточно большое количество волн. Что-то около 10. Профессионалы стартуют в 7:30, старт моей волны 35 минутами позже. Так что когда мы только будем входить в воду, они уже закончат плавание.

Плавание.

Плавание в относительгно маленьком карьере представляет из себя 2 загогулины в виде буквы V, так что одна находится внутри другой. Разделяют загогулины чуть раньше чем на половине австралийский выход: выбегание из воды с коротким пробеганием по пляжу и возвращением в воду.  На карте заплыв выглядит так:

Старт с воды и проплывание порядка 100м от места входа в воду до места старта расцениваю как разминку, поскольку другой не предусмотрено (а в Целл ам Зее давали поплавать 5 минут перед стартом!)

Стартовый выстрел и понеслось. Поскольку народу в волне не много, человек 200-300, а места вокруг много, то толкучки нет. Иногда на кого-то натыкаюсь, иногда обгоняю. У первого поворота как всегда толкучка, но терпимо. Стараюсь плыть спокойно, даже немного себя сдерживать, чтобы не выложиться слишком сильно. Перед австралийским выходом плыву почти до самого берега. Короткая пробежка по берегу сбивает ритм дыхания и в воде его приходится какое-то время опять восстанавливать.

Вокруг становится еще свободнее. У следующего поворота у самого буйка почему-то никого нет, все закладывают широкий вираж. Поэтому спокойно проплываю его без толкучки. Еще один относительно короткий отрезок и последний поворот. Финиша отсюда еще не видно, он закрыт берегом. Поэтому плыть приходится по небольшой дуге. Но вот уже и виден выход.

Помня инструктаж на брифинге, плыву до касания рукой берега и только там встаю на ноги. Помощь волонтеров мне даже не нужна и я бегу дальше. Бежать нужно вверх по песчаному склону, но совсем не далеко. Нажимаю кнопку на часах и бросаю на них взгляд. Замечаю только цифру минут: 34. Очень неплохо и лучше изначального плана в 36 минут. Потом окажется что официальное время на плавание 34:46.

Велоэтап.

Рассказ о полуайронмэне в Висбадене можно было составить только из рассказа о велоэтапе. Потому что рассказывать есть о чем.

Велоэтап в Висбадене - один из самых сложных в официальных половинках Ironman. Общий набор высоты составляет 1500м. Самая "страшная" гора - это подъем длиной в 5 км со средним градиентом в 6%. Но после 2 км подъема есть небольшое выполаживание метров на 500, что понижает средний градиент. Остальные же 4.5 км до и после пологого участка придется ехать с градиентом 8-10%.  Страва дает этому подъему 2-ую категорию. Но это всего лишь 330 метров подъема от общих 1500м. Кроме этого на трассе еще 6 подъемов 4-ой категории и один 3-ей. Фактически же  первый холм уже на 8-м километре, а после где-то 12-го плоских участков на трассе нет: ехать надо либо вверх либо вниз.


Для сравнения, например, IM 70.3 St. George, который прошли мои одноклубники из Triathlon Stars в прошлом году - это "всего" около 1000м набора высоты, а самый главный подъем (6.5 км, средний градиент 4% ) в конце там сравним с подъемом в Висбадене. Но подъем в Висбадене по числам выглядит чуть серьезнее.

Я не слишком сильно вдавался в исследования, поправьте меня знатоки, но вроде бы у Ironman нет половинок с бОльшим набором высоты, чем в Висбадене. Самая сложная их половинка (в первую очередь за счет велоэтапа) - это Ironman 70.3 UK Wimbleball. Там тоже набор высоты в 1500м метров, и хоть нет гор 2-ой категории, но постоянное вверх-вниз. Среднее время профи за велоэтап на 10 минут больше, чем в Висбадене. Что подводит нас к мысли о том, что общий набор высоты хоть и многое решает, но есть нюансы.

Вообще средний результат лучших профессиональных триатлетов на велоэтапе я считаю наиболее объективным показателем сложности велоэтапа. Конечно, надо делать поправку, время ли это сильного велосипедиста, такого как, например, Марино Ванхунакер или, наоборот, не очень сильного. Но если посмотреть на средний результат топ 10 профессионалов, то можно составить представление.

В Висбадене среднее время профи мужчин в этом году составило где-то 2:27. Для сравнения в прошлом году на моей первой половинке в Zell am See оно было 2:08.

К чему я это все? К тому что трасса эта сложная. Совершенно точно не для первого раза. Когда я регистрировался на этот старт, я руководствовался удобством в календаре и близостью к дому, но саму трассу почти не изучил. Вомзожно, если бы тогда я посмотрел внимательнее (или лучше знал что такое 1500м набора высоты на 90 км), то 10 раз подумал стоит ли. В итоге я об этом решении не жалею, но об этом позже. На этом хватит о трассе, вернемся к моей гонке.

Начал я достаточно спокойно, как и следует. Обычно у меня высокий пульс после плаваниия и беготни в транзитке и его сложно опустить. Тут же мне сразу удалось взять пульс под контроль и держать его в нужном диапазоне.

Первые 8 км до первого холма все спокойно. Скорость неплохая, около 33 км/ч Меня, конечно, обгоняют, но и я тоже обгоняю. Первый подъем беру с ходу, пульс поднимается чуть выше, чем нужно бы, но подъем короткий, всего 600м, так что ничего страшного.

С 12 км, как я писал выше, плоские участки заканчиваются. Мне же где-то до 20 км удается держать ровный пульс: на подъемах еду спокойно и консервативно, на спусках разгоняюсь, особенно не отдыхая.

Перед гонкой я немного боялся, что я буду тормозить на спусках и меня будут многие обгонять. На последнем велотуре в бельгийских Арденнах мне было очень сложно быстро спускаться на разбитых узких дорогах с закрытыми поворотами. Но тут дороги шире и качество покрытия лучше. Я очень уверенно, даже удивляя самого себя, прохожу спуски разгоняясь и обгоняя на них. Даже несмотря на то, что дорога все еще немного влажная от ночного дождя.

Однако где-то километру к 25-му, в затяжном подъеме я как-то сникаю. Несмотря на то, что еду в гору, пульс низковат и едется не очень. Может быть это потому, что уже прошел почти час с начала велоэтапа, а я так и не начал есть? Спохватившись проглатываю порцию геля. То ли запоздало проглоченное питание начало действовать, то ли очерденой затяжной спуск помог восстановиться, но мне становиться легче. Как физически так и морально. Следующий участок в гору дается гораздо лучше.


За этим подъемом очередной длинный спуск, на котором я тоже от души кручу. Ощущение полета на скорости до 60 км/ч сильно поднимает настроение. После этого спуска небольшой торчок вверх, потом опять маленький спуск и выезд к пункту питания, который расположен у подножия самого большого подъема.

Еще до старта у меня был план выпить к этому моменту все, что было в аэробутылке, перелить еще из той, что на раме и пустую бутылку выкинуть, освободив держатель. Так и получилось без особого напряга, потому что было душно и пить хотелось. На пункте питания беру бутылку с водой и выезжаю на главный подъем велоэтапа.

Весь подъем идет по ширкой дороге с отличным асфальтом. Далеко вперед просматривается вереница карабкающихся вверх велосипедистов.

Первую часть подъема, где-то 1.5 км до выполаживания чувствую себя неплохо. Каденс 85-90, пульс в пределах того, что должно быть даже на равнине (т.е. мог бы поднажать и ехать быстрее, хаха!). Но желания поднажимать как раз нет. На второй, более длинной части я как-то само-собой сваливаюсь на спокойный и медленный темп на самой легкой передаче. Пульс 166, каденс около 70, скорость 10-11 км/ч, еду сидя, не вставая на педалях. Меня обгоняют более сильные участники, но иногда обгоняю и я совсем медленных. Встречается пара людей на обочине, переводящих дух.

Ближе к концу подъема наавстречу проносятся лидеры профессионалов: этот же подъем является финишным спуском в другом направлении.

По описанию звучит просто и буднично, но легко точно не было. Весь подъем занял 23 минуты и под конец уже очень хотелось спуска, который следует сразу за подъемом. Но я был очень неплохо готов морально к этому подъему, даже можно сказать был немноно напуган, поэтому он не отпечатался у меня как-то особенно. Просто оправдал мои ожидания. Ожидания, что будет тяжело.

Чего нельзя сказать о второй половине. В моей голове этот главный подъем и должен был стать главным испытанием. Я думал, что после этого подъема будут просто холмики, которые гораздо легче. Может они и легче, но не после половины дистанции, да еще и с таким подъемом в моих не очень привычных к такому рельефу ногах. И самым настоящим испытанием стали километры после подъема и практически до конца этапа.

Это постоянное вверх-вниз просто убило меня может даже больше морально, чем физически. Я писал выше, что мой пульс на основном подъеме был 166. Выше за весь велоэтап он уже не поднимется и будет в лучшем случае болтаться в районе 160 на подъемах. Это при том, что мой целевой пульс на равниные участки на велоэтапе половинки 159-165. У меня просто не было сил и мотивации крутить интенсивнее.

Даже несмотря на наклейку на раме с профилем трассы было очень сложно ехать постоянно вверх вниз, я просто ждал когда же это все, наконец, закончится. Думаю, без наклейки и без проезда велоэтапа полностью на машине за день до этого, с незнанием когда же кончится каждый подъем и сколько их еще осталось, была бы вообще полная труба

Вся вторая половина этапа как в тумане. Какие-то отрывочные моменты вроде обгоняющих меня русских, подбадривающих: "Давай, Миша!". Или притормаживающего судейского мотоцикла и совершенно непонятной мне тирады судьи в мой адрес на немецком. Наверное, я формально слишком близко подъехал к едущему впереди меня в гору участнику (примерно 2 велосипеда было между нами, что, конечно же меньше 10 м положенных по правилам). Или обогнавшей меня на спуске женщине с надписью Canada на попе, которую я до этого обогнал в подъем.

Но самый разрывающий шаблоны момент забыть трудно (я вот только не помню, может он и до главного подъема случился). В какой-то момент, в каком-то подъеме, слышу странный шум слева. Вроде бы и колеса шумят, а как-то не так. Поворачиваю голову и вижу обгоняющий меня.... МТБ-тандем! Люди просто выехали покататься в выходной. И причем не только меня эта парочка обогнала.

Но, наконец, последний спуск. Он длинный, длиннее главного подъема, т.к. еще включает езду по улицам Висбадена и идет под уклон почти до самой транзитки. В общей сложности где-то 7.5 км. Первая, и бОльшая часть спуска, по хорошей дороге с очень плавными и открытыми поворотами. Моя скорость на этом участке 65-70 км/ч. Средняя же за весь спуск в районе 50+ км/ч.

Значение этих десяти минут в самом конце велоэтапа сложно переоценить. За такой, казалось бы короткий, по сравнению с общим временем гонки, отрезок можно отдохнуть не только физически, но и морально. Ведь спуск это еще и (во всяком случае для меня) куча положительного адреналина, который возвращает мотивацию продолжать гонку.

Но вот уже последний поворот на улицах Висбадена и ко мне протягивают руки волонтеры, принимая велосипед. В несколько отрешенном состоянии я вбегаю во вторую транзитку.

Официальное время велоэтапа - 3:28:49.

Основной вывод, который я могу сделать по велоэтапу: к таким трассам нужно не только тренироваться, но и уметь их ездить. Я не думаю, что я был полностью не готов физически. Я был на достаточно неплохом уровне и подошел к старту в хорошей форме, большое спасибо тренеру. Но именно отсутствие опыта езды по такому рельефу и понимание того, как нужно разложиться не в теории, а на практике, оказались решающими.

Бег.

Начала бега я очень ждал. Точнее ждал окончания велосипеда и возможности уже побежать, а не ехать. Начинал очень спокойно, держа в уме "стратегию 4-х кругов", которая сама собой получилась на одной из четвертинок в этом сезоне. Если вкратце, то первый круг никуда не торопиться, ни на какие показатели особенно не смотреть, находить свой темп по ощущениям. 2-ой и 3-ий круг бежать в этом самом темпе, а 4-ый либо терпеть, либо прибавлять, на что силы остануться.

С таким спокойным началом темп за первые километры получился в районе 4:30 мин/км. В горку в начале круга чуть помедленнее, потом под горку чуть быстрее. Пульс 165, это для меня низ 3-ей зоны, т.е. где-то как раз то что надо. Так пробежал 4 километра. И тут меня накрыло.

Нет, физически все было в порядке (насколько можно быть в порядке после 2 км плавания и 90 км не самого простого велосипеда), никакой стены я не встречал. Хотя может быть можно и сказать, что встретил стену. Только стену мотивационную.

Вдруг совершенно не понятно стало нафига все это мне надо, зачем я вообще бегу, да и зачем мне какой-то результат. Тем более что c 4,5 часами уже потраченными на гонку и 16 км до финиша было более чем очевидно, что прошлый результат в 5:31 не удастся даже близко повторить, не то что улучшить.

Но черт с ним с результатом. В тот момент мне вдруг стало совершенно не ясно что я тут делаю вообще в толпе этих бегущих людей. Семья осталась дома, никакие друзья меня не поддерживали на дистанции. Что я тут вообще делаю? Зачем?  Для чего? Для кого? Такие мысли были у меня в голове.

Начал беспокоить живот, и поскольку на результат мне уже совсем не бежалось, я посетил кабинку и провел там достаточно много времени. Но не потому, что сильно скрутило, а потому, что уже не торопился. После этого побежал не смотря ни на темп, ни на пульс просто добегать все в том же упавшем настроении.

И тут в толпе стоявших вдоль дороги болельщиков я увидел девочку. Лет 4-5, она стояла и протягивала бегущим high five. Конечно, ее файв из-за маленького роста был не такой уж и хай. И стояла она весьма грустная, потому что мало кто отвечал взаимностью на ее жест. В Европе вообще эта традиция "давать пять" на соревнованиях не так распространена. Поэтому и спортсмены редко отвечают на такие жесты взаимностью.

Вот и стояла эта девочка с поднятой рукой и грустила, что никто ей в ответ не шлепнет по ладошке, пробегая мимо. И тут мне стало понятно, чего именно мне не хватает для мотивации на этой гонке. Не хватает громкого, по-русски, так что все оборачиваются "Папа, давай-давай!!!" от Лизы. Не хватает плакатов, которые Ира сделала к прошлой половинке и самой Иры, конечно же.

Да, я знал заранее, что они не смогут со мной поехать. Но нужно было поехать на эту гонку одному за сотни километров от дома, и преодолеть большую часть дистанции, чтобы понять КАК на самом деле мне их тут не хватает.

И да, я протянул той девочке high five в ответ.

После этого осознания я уже просто добегал. Шел пешком через водные станции, спокойно пил много изотоника и воды. Совсем не ел, ибо не люблю это дело на бегу. Темп немного падал, пульс так и болтался около того же значения до самого конца. Круге на третьем начала накатывать и усталость физическая (а может сказалось и то, что не ел ничего).

На последних сотнях метров выдавил из себя какое-то ускорение на финиш.

Если всмотреться в лицо на фото, то видно что восторга финиш у меня не вызывает. Как и вообще каких-то эмоций.

Результат бега - 1:49:23.

Что всего на 5 минут хуже бега прошлогоднего. Что в свою очередь наталкивает на мысль, что если бы не упадок мотивации, походы в туалет и расслабление на водных станциях, то мог бы пробежать очень даже неплохо.

Общий результат: 5:58:01.

Вместо заключения.

Как я написал в начале этого поста, настроение после гонки было равнодушное. Было все равно на результат, как в смысле времени, так и в каком-либо другом смысле. Никакой радости, но и никакого разочарования. С такими мыслями и домой уехал на следующий день.

Уже спустя какое-то время, после обдумывания, анализа, мысленного возвращения к этим событиям пришло осознание, что и результат вовсе не плохой. Для такой трассы при условии, что у меня априрори не было достойных условий для подготовки к такой гонке, время очень даже хорошее для того уровня, на котором я нахожусь сейчас.

Плюс опыт прохождения такой сложной трассы тоже очень ценен. Теперь, когда у меня за плечами один из самых сложных велоэтапов в половинках, я смотрю на многие вещи по-другому.  

Ну а приближение к ответу на вопрос "Зачем я все это делаю?", которое несомненно случилось после этой гонки так и вовсе сложно переоценить. Но об этом как-нибудь в другой раз. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий