четверг, 21 июня 2012 г.

Мои отношения со спортом или как я все-таки начал бегать

Курить бросить легко. Я сам бросал тысячу раз
Марк Твен

В этом посте я постараюсь описать свою историю взаимоотношений со спортом до сегодняшнего дня и как я в итоге начал бегать. Я очень надеюсь, что не получится как у Марка Твена с курением и я не буду начинать еще и еще раз :).

Рассказ получился длинным, так что те, кто готов читать много букв, добро пожаловть под кат.


В школе я был не то, чтобы не очень спортивным ребенком. Я был абсолютно не спортивным ребенком. Этакий типичный пример отличника-ботана, у которого пятерки везде, кроме физкультуры. На самом деле пятерки не было еще и по биологии и английскому, но это совсем другая история. Так вот, в школе я не мог ни подтянуться толком, ни отжаться, ни бросить мячик. И еще я был самым низким и хилым в классе. Бег на любые дистанции тоже не был исключением. 1 км мне давался очень тяжело, я был всегда где-то в конце. Норматива на 3 км в старших классах я избежал, т.к. добрый физрук зачел его автоматом всем, кто ездил на турслет. Единственное светлое пятно моей школьной спортивной карьеры появилось где-то классе в 7-м. Все ведь знают, что робких и застенчивых обычно ставят на ворота в футболе - добровольно же мало кто этого хочет. Так я оказался в воротах при игре в мини футбол. У меня, вдруг, стало получаться. И мало того, мне самому это нравилось. Поэтому меня стали туда ставить уже потому, что я неплохо это делал. Когда мы играли на улице в большой футбол, я тоже иногда играл в воротах, а иногда в защите. Футбол тогда мне очень нравился.

Когда я перешел учиться в университет, мы с бывшим одноклассником счастливо успели записаться в секцию футбола на факультете. Поэтому я продолжил там свою карьеру вратаря (тут тоже мало кто хотел вставать в ворота добровольно) и даже играл за сборную факультета. Там, кстати, во время игры на первенство университета я сломал палец. На руке. Средний. Я потом очень смешно выглядел с этим одним забинтованным пальцем. Он до сих пор сгибается не до конца.

К университетскому периоду принадлежит и мое единственное личное беговое достижение. Если в школе мне удалось откосить от 3 км, то тут пришлось бежать. Помню, как кто-то из сокурсников сказал, что на такой дистанции вначале не нужно бежать в полную силу, а начать потихоньку, войти в ритм дыхания и потом уже набирать скорость. Я последовал его совету и  к своему удивлению прибежал 3-м из нашей футбольной секции с результатом 12:09. Но весь остаток дня мне было плохо и неимоверно хотелось пить.

Где-то в конце института я записался на дзюдо. Сейчас уже вообще не помню с чего я вдруг решил туда пойти. Но я сам нашел секцию, пришел поговорить с тренером и стал ходить на тренировки. Я прозанимался там 2 года формально не достигнув ничего (ни на какой пояс не сдавал), но ощутимо подтянув физическую подготовку. Я впервые за свою жизнь смог подтянуться больше 10 раз (после весьма утомительной 1,5 часовой тренировки тренер заставлял подтягиваться нас до предела и так делать "подходиков семь"). И у меня даже появились некие очертания мышц при моем до сих пор неизменном весе 58-60 кг. Но там мне опять сломали палец :) На этот раз на ноге. И после того, как я его залечил, я туда больше не вернулся, сам толком не помню почему.

После этого был горный велосипед. На самом деле даже не после а параллельно дзюдо и футболу, начиная со старших курсов университета. У одного из однокурсников был горный велосипед Scott и я тоже загорелся идеей заиметь себе такой. Год это был где-то 1998-99, горные велосипеды тогда были еще достаточно редки и стоили баснословных денег. Поэтому приобрести себе велосипед или уговорить родителей проспонсировать это мне не удалось. Взамен папа пожертвовал мне свой старый "Турист", на котором я катался примерно сезон или два. Эпическим достижением этого периода я считаю поездку из Чудово в Новгород на этом велосипеде по трассе М10. Второе, более известное благодаря песне группы Алисы, название этой дороги - Е95. Т.е. это трасса Москва - Санкт-Петербург. Расстояние между Чудово и Новгородом примерно 70 км. Можете представить как себя чувствовал человек совершенно без велосипедной подготовки проехавший эти километры. Я просто умирал к концу :).
Потом у меня появился свой горный велосипед (папа подарил на день рождения) и я влился в тусовку безбашенных (как потом оказалось) велотуристов, с которыми по выходным ездил в разные походы по Ленинградской и близлежащим областям. Походы включали в себя поездку по речке и болотам на велосипеде, залезание в пещеру с велосипедами и прочие безумные вещи, на которые я бы сейчас уже не решился. Но было весело.

1. Это как раз во время катания по речке. Там плоское каменное дно, можно с горем пополам ехать.

Потом и это увлечение прошло, но глубокая симпатия к велосипедному спорту осталась до сих пор. Именно тогда я впервые посмотрел Тур де Франс и увидел как атакует Армстронг при поддержке (тогда) Discovery Channel. Меня это очень впечатлило и я понял что велоспорт это, в том числе, и командная работа и тактика. Под впечатлением я даже купил его книгу "It's not about the bike" (издана на русском под названием "Не только о велоспорте"), которую так до сих пор и не дочитал :). Но за Тур де Франс я до сих пор слежу каждый сезон одним глазом и уже живя в Нидерландах с удовольствием посетил пролог, проходивший в 2010 году в Роттердаме.

Вообще университетские годы в целом подняли мой интерес к спорту. Я стал как следить за разными спортивными событиями, так и сам больше заниматья спортом. Наверное, это связано с тем, что в школе нам навязывают что делать, в том числе в спорте: обязательно бегать, подтягиваться, играть во все игры, даже те, которые не нравятся и т.д. А после этого, когда немного отойдешь от этой обязаловки, начинаешь сам выбирать то, что тебе интересно. Причем, это, пожалуй, касается не только спорта.

Если летом на старших курсах и после университета я катался на велосипеде, то зимой мы с другом стали кататься на беговых лыжах. В детстве мне очень хотелось научиться ездить коньковым ходом и,  наконец, я это осуществил. В какую-то из зим дошло до того, что мы катались каждые выходные. Это ощутимо повысило мою выносливость. Когда в 2006 году я был в командировке в Юте и коллега пригласил покататься меня на горных велосипедах, то я "сделал" всех толстых американцев в той компании в подъем, хотя один из товарищей там был с полупрофессиональным маунтибайковским прошлым. Но видать это было очень давно и техника у него осталась (это было видно), а вот выносливаться была уже не та. Я тот локальный успех и мою выносливость связываю именно с беговыми лыжами, т.к. интерес к велосипеду тогда уже почти сошел на нет и я катался не регулярно. Кстати, это было на высоте примерно 2000 - 2500 метров.

2. А это уже совсем на исходе увлечения маунтинбайком. Здесь я уже в велотуфлях и контактных педалях, которые как раз привез из Юты.

Примерно в это же время (после окончание университета) я начал заниматься хоккеем. Это была давняя детская мечта. Я хорошо помню как в возрасте еще 6 лет хотел играть в хоккей и этот интерес у меня так и не угас. Я даже несколько раз просил родителей отдать меня в хоккей, но финансовый вопрос не позволил. После университета, когда я начал зарабатывать более-менее ощутимые деньги я смог себе позволить купить хоккейную экипировку и начать тренироваться с любительской командой на закрытых катках. До этого я только иногда, когда позволяла погода, а позволяла она не часто, катался зимой на  хоккейных коробках во дворах. Cначала я играл в поле, а после 2-х сезонов переквалифицировался во вратаря. Хоккей это вообще отдельная тема и давняя любовь, я может быть еще как-нибудь расскажу об этом побольше. Я и до сих пор играю, даже тут, в Нидерландах. По тегу хоккей можно найти кое-какие записи на эту тему.

3. Это я еще в России играю. Год 2009-2010
 4.

Так я и жил, спокойно играя в хоккей и больше ни о каком другом спорте особенно не думая. Но хоккейный сезон в Нидерландах очень короткий - с октября по март, да и тренировка всего одна в неделю. К тому же хоккей - это такой вид спорта, который не приведет вас в форму, а , наборот, для хороших результатов в котором нужно быть в форме. Я видел очень много игроков, которые играют в хоккей с лишним весом, пивными брюшками, гибкие как дерево и т.д. И это никуда не уходит, если только хоккеем и заниматься. Поэтому стало накапливаться желание заняться чем-то еще.

Так как я интересуюсь деловой литературой в рамках профессионального и личного роста, то в поле моего зрения уже достаточно давно попало издательство Манн-Иванов-Фербер. Оно до сих пор является моим любимым издательством сейчас уже не только деловой литературы. В какой-то момент у них появилась спортивная серия и в ней начали выходить книги о триатлоне и составляющих его видах спорта. Позже я узнал, что это связано с увлечением одного из владельцев издательства -  Михаила Иванова - триатлоном. Я также наткнулся на его блог, который до сих пор читаю. Пишет он не часто, но его заметки о триатлоне весьма интересно почитать. Я даже купил английский первоисточник их книги о плавании "Полное погружение"Total immersion.  Я уже давно хотел не просто начать ходить в бассейн, но и научиться плавать технически правильно. В бассейн я так и не пошел, а книгу начал, но так и не закончил... (где-то это уже было, не так ли? :) )

Еще через какое-то время после переезда в Нидерланды я стал интересоваться всякими эммигрантскими вопросами и наткнулся на ЖЖ  moscowlondon, а через него на дневник Нади avatarakali. Надя так увлекательно и с эмоциями пишет о беге, что не возможно не захотеть самому бегать! Но хотеть бегать и бегать все-таки немного разные вещи. Но именно тогда, пожалуй, бег начал открываться для меня с другой стороны: раньше это было что-то скучное и однообразное в моем представлении, а теперь я начал находить в этом интерес. Ну а через Надю перекинулся мостик к другим бегунам: Лене nervo4ka и ее мужу Ване rempi. У них там в Атланте оказалось целое рускоговорящее беговое сообщество! Лена с некоторого времени начала заниматься триатлоном и очень увлекательно об этом писать, что подхлестнуло мой фоновый интерес и к этому виду спорта. Но фоновый интерес к триатлону и бегу так бы и остался не прикладным интересом, если бы не случай.

При прохождении интервью на новую (теперь уже текущую) работу меня спросили, не занимаюсь ли я каким-либо спортом. Я, разумеется, ответил что хоккеем. Оказывается, вопрос был с подвохом :) Они думали, что вдруг я бегаю (в Нидерландах бег сейчас тоже очень популярен). Потому что группа товарищей от компании собирается бежать Dam tot Dam. Это такой забег на 10 миль, считается самым массовым забегом Нидерландов (ожидается 50 000 участников). Ну и мне тоже предложили. Разумеется, на собеседовании от таких предложений не отказываются :) Но если честно, то я сам захотел. Потому что увидел нечто, ради чего я смогу начать регулярно тренироваться и бегать. Поэтому в один из первых рабочий дней я подошел к нашей HR, которая отвечала за это и подтвердил еще раз, что я хочу участвовать.

До этого я не то, чтобы очень хотел начать именно бегать. Но тут появилась четкая цель с четкой датой, ради которой необходимо было организовать себя в целом, чтобы спланировать время для регулярных пробежек и т.д. Ира меня тоже поддержала, но сказала, что если я не буду тренироваться, то она меня на это забег не пустит. Я же ей живой еще нужен. К тому же фоновый интерес к бегу и триатлону теперь мог стать ближе.

Но цель важна как мотиватор, а вот собрать волю в кулак и начать бегать регулярно тоже надо постараться. Т.к. я новоиспеченный молодой отец, да к тому же мы недавно переехали, то все время после работы практически полностью посвящены либо семье, либо обустройству жилища. Поэтому я решил постараться бегать по утрам + по выходным. Выходные получились сразу без вопросов, а вот с утрами вышла заминка. Только недели с третьей от момента принятия решения у меня получилось наладить регулярное раннее вставание. До этого я благополучно отключал будильник и лежал в кровати думая "Ну еще минутку-другую". И так до того времени, в которое обычно вставал. С силой воли у меня проблемы :( Зато когда я все-таки смог в первый раз оторваться от кровати в 6 утра и совершить утреннюю пробежку, то весь день чувствовал себя гораздо энергичнее и менее усталым к вечеру. Ну а потом пошло-поехало и теперь я уже с вечера начинаю ждать утренней пробежки следующего дня. Хотя иногда мое ленивое "Я" в 6 утра высовыается и предлагает: "Может еще полежим, а?"

В итоге  я стал меньше уставать к вечеру даже в те дни, когда не бегаю по утрам. И все на те же домашние дела остается больше сил. А уж сразу после пробежки и душа так и вовсе волшебные ощущения. Плюс еще один побочный эффект: я стал с аппетитом завтракать. Если раньше мне сложно было впихнуть в себя с утра 1-2 бутерброда, то сейчас я съедаю, например, тарелку каши и закусываю теми же 2-мя бутербродами.

Уфф.... Что-то у меня получилось много букв. В следующий раз постараюсь рассказать как я бегаю: в чем, с чем и как планирую готовиться к забегу на 10 миль.  

3 комментария:

  1. Про хоккейные достижения как то скромно умолчал, там ух какие выезды были!

    Я вот с начала июня два раза в неделю в 9 утра в тренажерный зал - с тренером занимаюсь. Пришел к выводу, что за первое занятие с тренером получил больше, чем за весь предыдущий год хождения в фитнес :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ну выезды были примечательны скорее с туристическо-увеселительной точки зрения, а часто и с алкоголистической :) (как вспомню Словакию, ох...).
      Я же написал - хоккей отдельная история )))

      С тренером это хорошо. Особенно с хорошим. Хорошо вообще когда программа есть. Лучше плохая программа, чем ее отсутсвие :)

      Удалить
    2. Дауж, Словакия была самая крутая, очень хочется туда еще! Кстати, тут недавно наткнулся на видел как Доминик Граняк приезжал с Кубком Гагарина к себе на родину, а это оказался Тренчин и тот самый ледовый дворец: http://www.youtube.com/watch?v=-gnj-wC7u4Q Такая настольгия мной овладела, мы ведь на той самой веранде отлично злоупотребляли хоккеем :))

      С тренером - это, в первую очередь, правильно. Я вот сейчас начинаю понимать что раньше я просто херней занимался, а сейчас большая часть посетителей фитнеса тем же самым страдают... но к тренеру нужно "придти"!

      Удалить