среда, 1 февраля 2012 г.

Поезда в Европе: руководство по эксплуатации

Так получилось, что за последние пару лет мы попутешествовали по Европе поездами. Не могу сказать, что мы путешествовали очень много или даже просто много, но почти в каждом нашем европейском отпуске этот способ передвижения был задействован (например в Новогоднем путешествии 2011 мы большую часть времени передвигались на поездах). Ну и живя сейчас в Нидерландах, мы время от времени пользуемся этим видом транспорта. В связи с этим накопился некоторый опыт использования железнодорожного транспорта, которым я и хочу тут поделиться. Еще одним мотивирующим фактором для написания этого поста явилось на удивление (для нас) низкое осведомление наших коллег-друзей из бывшего СССР о том как это работает и зачем оно вообще надо. Поэтому сильно надеюсь это будет кому-то полезным и интересным.
Наш опыт передвижения на поездах включает, в основном, следующие страны: Нидерланды, Германию, Австрию, Швейцарию. Не так сильно, но все же были охвачены Португалия, Испания и Бельгия.

Расписание.

Итак, поездка на поезде начинается еще до прибытия на станцию. У железнодорожных сетей многих европейских стран есть очень неплохие сайты. Вот пример нескольких:
  • DB (Deutsche Bahn) немецкие железные дороги
  • NS (Nederlandse Spoorwegen) голландские железные дороги
  • ÖBB (Österreichische Bundesbahnen) австрийские железные дороги
  • SBB-CFF-FFS - швейцарские железные дороги
На сайте можно запланировать поездку со станции А на станцию Б. Да так, что система сама подскажет нужные пересадки, с какой платформы отправляется и на какую прибывает поезд, доступные времена отправления и прибытия и пр. Все сайты, разумеется, доступны на английском (иногда функционал урезан, как например у нашего ns.nl, но его достаточно для планирования поездки). Интерфейс вполне прост и интуитивен. У многих сайтов есть и мобильные приложения для iPhone и Android. Ns.nl так даже и под Нокию есть :) Они удобны для планирования и отслеживания поездки в реальном времени. Например, если вы уже в поезде и он задерживается, можно посмотреть успеете ли вы на пересадку. На сайтах таже можно посмотреть расписание по станциям, цены на билеты и многое другое.

Билеты.

Итак, расписание и пересадки мы узнали, можно ехать на станцию. Следующим шагом является покупка билета. Тут всех, привыкших к российским ценам, особенно на транспорт, ждет горькое разочарование. Билеты дорогие. Вне конкурентов в дороговизне билетов на поезда Швейцария. И если вы не знаете о различных вариантах скидок, то придется выложить кругленькую сумму. Например, на момент написания этого поста билет Амстердам - Роттердам во 2-м классе в одну сторону стоил 13,60 евро. О ценах можно узнать все на тех же сайтах. Там же можно в большинстве случаев и купить билет.  Что на сайтах сложно найти, так это информации о вариантах скидки и различных акциях. Если эта информация там и есть, то обычно запрятана достаточно глубоко. Поэтому, если вы планируете серьезную поездку на поезде, то имеет смысл заранее разузнать о вариантах скидок на маршруте. Пара примеров, которыми мы пользовались сами:
  • Bayern Ticket. Дает право на неограниченный проезд на всем общественном транспорте Баварии в течение 1 дня для 5 человек за весьма разумную сумму (29 евро на момент написания поста). Мы им пользовались при поездке к замку Нойшванштайн.
  • Различные варианты Swiss Pass для Швейцарии. Например, билет-трансфер из аэропорта и назад, билет на неограниченное пользование поездами + общественным транспортом по всей Швейцарии в течение 3 или 5 дней и т.д.
  • Weekend retour и Day Travel Card в Нидерландах. Мы неплохо экономили несколько раз на билетах в Бельгию на выходных: в пятницу вечером выезжаешь, в воскресение возвращаешься 
  • Таинственный (для нас) gemeinde ticket в Швейцарии. Таинственный, потому что мы так до конца и не поняли как его заполучить. Но вроде как можно очень дешево в течение дня по всей Швейцарии ездить. Немного информации есть в моем посте о Люцерне.
Обычные билеты на одну поездку внутри страны, как правило, с открытой датой. Т.е. можно купить билет сегодня, а воспользоваться через неделю. Разумеется, не важно (почти всегда, об этом чуть ниже), на каком именно поезде вы поедете. Самый простой и быстрый способ купить билет - прямо на станции, в автомате. Все автоматы "говорят" по-английски и пользоваться ими достаточно просто. Один раз мы, правда, в французской части Швейцарии встретили аппарат с очень антиинтуитивной крутилкой вместо тачскрина. Но это скорее исключение. Скидочные билеты часто продаются там же (просто нужно знать, что они есть и где их в автомате искать). Часто автоматы принимают как банковские карточки, так и наличные и монеты. Но не всегда. Например, в Нидерландах автоматы принимают только местные Maestro, иногда Visa и MasterCard (но с наценкой) и никогда наличные. Всегда можно купить билет просто в кассе. Но в наших любимых Нидерландах с вас за это возьмут дополнительно 50 центов (кажется). Иногда в автоматах можно также распечатать расписание и пересадки (если вы заранее не сделали этого через сайт и не являетесь счастливым обладателем мобильного приложения). Например, в Германии. В Нидерландах об этом нужно просить в кассе или специального человека в окошке информации. Благо и там, и там это бесплатно.

Есть исключения, когда билет продается на определенный поезд в определенный день, часто еще и место явно указано, как мы привыкли. Это чаще всего относится к билетам на скоростные и дальние поезда. Например, TGV, Thalys, ICE, FYRA, City Night Line, Eurostar и обычные поезда, но которые идут из одной страны в другую. Такие билеты можно купить на соответсвующем сайте или в кассе. Иногда при покупке нужно будет не только указать имена пассажиров, но и предоставить номер идентификационного документа. Так что все серьезно. Некоторые поезда в Германии предлагают возможность резервировать место за отдельные деньги в таких поездах. Т.е. дополнительно к цене билета вы платите некоторую сумму (как правило, незначительную) и ваш билет будет привязан к месту. Если вы этого не сделаете, то в худшем случае вам придется стоять. Ну а в более реалистичной ситуации придется перебираться на другое место, когда объявится пассажир, зарезервировавший место, на котором вы сидите. Из личного опыта могу порекомендовать резервировать места. Деньги не большие, зато сели и поехали до конца, любуясь видами. Как-то так:

Еще одно важное замечание: на такие поезда, как правило, чем раньше купишь билеты, тем ниже будет цена. В отличие от билетов с открытой датой - на них цена постоянна.

Ну и последний хинт: если вы едете из Германии в Нидерланды или наоборот, рекомендую покупать билеты всегда на немецком сайте bahn.de. Там это будет дешевле :) Проверено на собственном опыте!


На станции.

Итак, билет куплен, ждем поезда. Чтобы знать в какой именно вагон садится (предполагаем, что вы уже на нужной платформе), часто на табло на платформе указано в каком сегменте останавливаются вагоны какого класса. В международных поездах бывает еще так, что один вагон идет в Копенгаген, другой в Берлин, третий в Прагу, а еще один в Москву. Я не шучу! Народу на такие направления на поездах ездит не много, поэтому логистически выгоднее комбинировать такие поезда из вагонов. Поэтому, чтобы найти где останавливается ваш вагон нужно обратится к плакату, который обязательно должен быть где-то на платформе. Там на простой и красочной картинке нарисовано где какой вагон остановится.

Если у вас билет с открытой датой, то нужно его прокомпостировать. Автоматы для этого обычно стоят при входе на платформу

Есть еще одно специфическое для Европы явление. Мы встречали его в Германии и Нидерландах на региональных поездах. Оно подобно составному поезду, но не настолько запущено. Дело в том, что иногда поезд состоит из 2-х частей, которые сцеплены между собой. До какой-то станции поезда идут вместе, а потом расцепляются и каждый идет своей дорогой. В Нидерландах части такого поезда привязаны к частям платформы и везде в расписании указана эта часть. Например, поезд на Гронинген идет с платформы 2B, а на Леуварден с платформы 2A. Хотя физически до какого-то момента это один поезд, идущий по одному маршруту и, разумеется, физически это одна платформа номер 3. Только имеется в виду ее начало или конец. Следующая фотография как раз сделана на платформе 2A:
В Германии мы тоже попадали в такую ситуацию, но там мы просто спросили у кондукторов на станции.


В поезде.

Итак, вы сели в поезд. Не забудьте свериться в тот ли класс вы сели, в который вы купили билет! Скорее всего вас не оштрафуют, а любезно попросят пересесть, но все равно неприятно.
Если народу едет не много (что обычное дело для поездов не в часы пик), то кондуктор смотрит кто вошел в какой вагон на станции и тут же идет проверять билет. Так что зайцем проехать вряд ли удастся.

Хоть это и Европа, туалет есть далеко не на каждой станции. Но даже если вы очень туда хотите - не беспокойтесь. Мы не встречали в Европе поездов без туалета. Причем он всегда бесплатен, в отличие от некоторых станций и не закрывается на "санитарную зону". Еще из благ цивилизации в поездах иногда встречаются розетки (зависит от страны и от типа поезда) и даже бесплатный вайфай (в Нидерландах). В зависимости от размера поезда и дальности его следования может присутствовать вагон-ресторан. Если его нет, то бывает по поезду ходят продавцы кофе и разных печенек и прочих перекусов. А бывает ходят даже если есть ресторан.

Если вы едете в достаточно дальнем поезде, то там могут быть предусмотрены специальные места для багажа. Обычно это полки рядом со входом в вагон. Если ваш чемодан велик и не влезает на обычную полку над головой, то там ему и место. Или можно попробовать запихнуть его за сиденье, если получится. А вот загромождать проход и другие места своим багажом явно не стоит. В горнолыжных регионах также часто встречаются поезда со специалными подставками для лыж и сноубордов. Все к вашим услугам!


Вместо заключения.

В заключение пару слов об экономической целесообразности и целесообразности вообще путешествия на поезде. Как правило цена 2-х билетов на поезд сравнима с ценой топлива затраченного на аналогичной длины автопоездку (без учета аренды машины и других затрат). Разумеется, это достаточно приблизиетльная оценка. В каждом конкретном случае разница может варьироваться (опять таки скидки могут меняться, разные цены на топливо и билеты в разных странах и т.д. ). Но как правило, если вы едете один, то дешевле будет ехать на поезде. А если компанией из 4 человек, то на автомобиле. 

Но не стоит также упускать из виду и другие моменты. Например, в поезде комфортнее (пространства больше) и участники путешествия устают меньше, т.к. никто не должен находится за рулем и все могут бухнуть. С другой стороны, если вам нужно ехать в глухую деревню и потом ездить вокруг нее (достаточно распространенный вариант при катании на лыжах - живете вы в коттедже, а подъемники в 5-10-20 км от жилья) или заезжать по дороге во много мест, то автомобиль удобнее. Опять таки багаж - если у вас его меньше, то в поезде будет удобнее. И многие другие факторы. Так что перед тем как планировать следующее путешествие по Европе, не забудьте подумать что вам важнее.

Но совершенно точно путешествия на поезде имеет право на жизнь в некоторых случаях. Поэтому думайте, решайте, сравнивайте и выбирайте то, что подходит вам. Надеюсь после прочтения этого поста вы будете обладать бОльшими знаниями о поездах в Европе, чем до этого. Счастливого пути!

В заключение, еще немного полезных ссылок в дополнение к уже упомянутым:
  • NS Highspeed. Голландский сайт высокоскоростных и международных поездов. Помните, что с немецкого сайта (www.bahn.de) билеты могут быть дешевле!
  • Thalys. Скоростные поезда курсирующие между Нидерландами, Францией, Бельгией и Германией
  • Rail Europe. Сводный сайт по поездам Европы. Но я бы рекомндовал как минимум проверять цены на региональных сайтах. Там они могут быть ниже

А еще Ира написала пост об автобусе в Нидерландах. Такой вид транспорта тоже имеет право на жизнь! :)

5 комментариев:

  1. Красиво в Нидерландах, придется летом отправится в путешествие в Нидерланды)))

    ОтветитьУдалить
  2. Интересная статья, действительно ли так удобно ездить на поезде по Европе? Мне кажется самолетом еще быстрее и дешевле, особенно на лоукостах. Забронировал на Bravoavia и летаешь себе за копейки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо!
      На мой вкус поездами как раз удобнее, чем бюджетными авиалиниями, особенно на короткие и средние расстояния.
      Тогда как раз поездом получается быстрее. Ведь часто бюджетные авиалинии летают в аэропорты, которые расположены далеко от города и добираться до аэропорта не так удобно и долго. А поезд же приходит на вокзал, который часто, наоборот, в центре города. Плюс на поезд не надо проходить контроль и багажа часто можно взять больше, нет ограничений в 10 кг на ручную кладь.
      Но, конечно, если лететь через всю Европу, то самолет все равно будет быстрее.

      Цена - другой вопрос. Согласен, часто поезда дороже. Но тут уже каждый выбирает сам что ему важнее: деньги или время и удобство.

      Удалить
    2. Да, безусловно, Вы так же правы, особенно что касается отдаленности аэропортов от центра города. А в остальном как говорится на вкус и цвет))

      Удалить
  3. Если заранее мониторить предложения на сайтах со спецпредложениями типа Avia.Kiev.ua, да и и искать лоукостеров Европы, то даже с таким курсом гривны там иногда выгоднее именно летать. Например, билет из Польщи в Италию может стоит и 15 евро. У нас цены на поезд уже дороже вроде бы.

    ОтветитьУдалить