Сей пост навеян офисными буднями по-голландски. Попытаюсь тут привести некоторые мои наблюдения относительно поведения этого народа и как это проявляется в офисной среде.
Итак, один и главных и наиболее известных стереотипов (я, кстати, сам о нем узнал только от голландцев, так что возможно он не так уж и широко известен) гласит:
Голландцы постоянно жалуются на все.
Это чистая правда. Конечно, люди все разные и встречаются очень даже тихие и спокойные личности, которые ни на что не жалуются, но даже в командах, с которыми я работаю есть 2-3 таких стереотипных человека. Они постоянно чем-то недовольны. Причем недовольны громко и вслух. Причем сначала недовольствуют, а потом думают на самом ли деле это так, то чем они недовольны. И на эту мысль их еще надо натолкнуть, а то они могут жаловаться очень долго. Типичный пример:
Один из этих 2-3 товарищей недавно жаловался, что мы совсем не работаем над техническими улучшениями в работе над нашим продуктом. Успокоился, когда ему вежливо указали на то, что последние 2 недели он на самом деле только этими улучшениями и занимался, но в пылу работы забыл, что это улучшение.
На самом деле, если разобраться то это особенность, также свойственная и скандинавским народам, только те не такие "буйные". А особенность эта - стремление к консенсусу. Я, к сожалению, из скандинавов работал только со шведами, да и то недолго. Но из этого опыта вынес, что они как-будто постоянно сомневаются. Т.е. им нужны обоснования решений, которые могут быть приняты (и должны быть приняты явно) другими заинтересованными лицами. Это, кстати, неплохо описано в книге "Команда Победителей", которая рассказывает о Свене-Горане Эрикссоне, в прошлом тренере сборной Англии по футболу, и его "шведском" подходе к лидерству.
Так вот, вернемся к голландцам. Если шведы выглядят сомневающимися, то голландцы в глазах остальных постоянно жалуются. Потому что у них в крови стремление к консенсусу, к тому, чтобы проблема была решена приемлемым для всех способом. Но как я уже говорил, они более "буйные", поэтому это стремление выглядит как недовольство. Справедливости ради, иногда (нередко, к сожалению) стремление пожаловаться носит деструктивный характер. Т.е. человек фактически обливает грязью что-то взамен не предлагая решения. Еще пример:
Другой товарищ постоянно жаловался, что текущий процесс не подходит для нашей ситуации, для сотрудников его специализации и т.п. Когда его открыто спросили что же, по его мнению, подходит, он "затруднился ответить". Но жаловаться все равно продолжает. Его что-то не устраивает, решения он не знает, но ему плохо и молчать он не будет. Типичный голландец :)
Эта склонность к жалобам, когда познакомишься с ней поближе, открывает для нас очень интересную и важную особенность:
Ничего личного.
Что характерно, все эти жалобы носят исключительно рабочий характер, что лично для меня очень непривычно было поначалу. Например, на митинге человек вам чуть ли не горло готов перегрызть, потому что не согласен с вашей позицией или тем, что вы представили. А потом в перерыве в с ним как лучшие друзья играете в настольный футбол или едете домой вместе на велосипедах болтая о всякой чепухе. У нас уж если кто-то с кем-то вступает в открытую конфронтацию, то это частенько переносится чуть ли не на личную ненависть к человеку, а не только его позицию.
Склонность голландцев жаловаться и тем самым искать консенсус, подводит нас к офисному проявлению национального характера, а именно:
Большое количество бесконечных митингов.
Так как консенсус необходим, то разумно предположить, что для его достижения нужно собрать вместе всех заинтересованных лиц. Поэтому по каждому вопросу, который у нас бы решился быстро и единогласно (в смысле голосом начальника, ну и что что есть недовольные) здесь собирают всех, кто имеет отношение. Ну а так как голландцы любят спорить и не соглашаться, то митинги затягиваются. Иногда доходит до абсурда, что время на обсуждение проблемы значительно превышает время на реализацию любого из вариантов ее решения. Но это очень хорошо показывает, как для них важно именно то, чтобы все согласились, а не решить проблему как можно скорее или любой ценой.
Поэтому если вам придется устраивать митинги с голландцами помните: обязательно должна быть агенда, которой нужно как можно точнее следовать и четкое понимание того, что должно быть результатом митинга (голландцы очень легко перепрыгивают на смежные темы, которые, например, могли "наболеть" больше).
А вы работали с голландцами? Можете согласиться, а может что-то добавить или даже опровергнуть?
Больше всего, голландцы, конечно же переживают не о работе, а о погоде. Да, и ланч - это вообще дело святое, не дай бог прервать голландца во время обеда, это некультурно. :)
ОтветитьУдалитьНу а вообще голландцы очень славные ребята, если уж жалуются - то только по существу. Особой склонности к большому количеству митингов не заметил, но в организационных вопросах они предпочитают определенность, которую стараются почти сразу оформить в виде агенды.
К сожалению, наши голландцы не очень стараются оформить определенность в виде агенды. Если не сказать больше. Отсюда и затяжные митинги с обсуждением различных тем, которые могут иметь очень отдаленное отношение к основной теме митинга.
ОтветитьУдалитьХотя это еще и культура конкретной организации тоже сказывается. Но я не единожды слышал от иностранцев, что главная неожиданность для них в стиле работы голландцев именно большое количество митингов.
Голландцы очень уважают определенность в виде агенды и не только. Но если председатель митинга не создал эту самую агенду и не придерживается ее строго, то можно легко потерять контроль
У меня не очень большой опыт работы с голландцами, как впрочем и с другими национальностями, но, мне лично показалось, что иностранцы(читай европейцы и американцы) в принципе имеют бОльшую склонность к поиску консенсуса и к митингам, чем в РФ, а также что чем больше организация, тем длиннее и бессмысленнее митинги :)
УдалитьНасчет первого - соглашусь. Демократическая природа дает знать свое.
УдалитьА вот второе - не всегда. В компании, где я работал до этого (и во время работы в которой писался этот пост) было очень много длинных и часто если не полностью бесмыссленных, то бессмысленных для большинства участников митингов. А компания была не такой уж и большой: пара сотен человек по всему свету.
В текущей компании этого гораздо меньше, хотя работает несколько тысяц человек. я бы сказал, что количество длинных и бесмысленных митингов скорее прямо пропорционально уровню бюрократичности и влиянию политики часто даже не в компании, а в подразделении или отделе. Часто это автоматически означает и большой размер компании, но не всегда.