пятница, 29 августа 2014 г.

Первый раз в детский сад: детский сад в Нидерландах, взгляд изнутри


На прошлой неделе наша дочка Лиза в первый раз пошла в детский сад. Детский сад по-голландски - peuterspeelzaal. Что дословно можно перевести как "игровой зал для маленьких детей" (peuter - маленький ребенок, аналог английского toddler, speel - играть и zaal - соответсвенно - зал, помещение). Этот дословный перевод, пожалуй, более точно соответсвует тому что в детском саду происходит. 

Давайте посмотрим, на что похож день в детском саду. 

Для начала организационные моменты. Знаю, многим они будут интересны. 

В детский сад в Нидерландах дети идут начиная с 2.5 лет. Совсем недавно ходили с 2 лет, но в некоторых провинциях планку возраста подняли. Идти в детский сад вовсе не обязательно, но большинство голландских родителей отдают туда своих детей. Здесь совсем не принято сидеть с детьми дома, даже если есть такая возможность. Тем более, что ходит туда ребенок не всю неделю. Об этом ниже.

Всеми детскими садами заведует специальная организация. Туда нужно обратиться, чтобы получить место в детском саду. Нет никакой территориальной привязки места жительства семьи к детскому саду.  Можно отправить своего ребенка в любой сад, пусть он будет даже на другом конце города или вовсем в соседнем городе. При подаче заявки просто указывается, в какой сад Вы хотели бы отдать ребенка. Большинство голландцев отдают детей в сад ближайший к дому. Как правило это самый обычный сад. Особенно же озабоченным образованием собственного ребенка уже в таком возрасте можно поискать что-то другое, если хочется. Например, сад Монтессори или еще какой-нибудь особенный. 

Сады в районах где малое количество садов на большое количество жителей часто заполнены и придется долго ждать своей очереди, когда в группе освободится место. Бывает, что до полугода. Именно поэтому имеет смысл вставать в очередь заранее, еще до того, как ребенку исполнится 2.5 года. Как видите, очереди есть не только в России :)  

Сады не бесплатные. Платить придется в зависимости от дохода семьи. Если совокупный доход на семью меньше чем некоторые пороговые значения, то можно расчитывать на частичное возмещение этой суммы от государства. Максимум, который нужно будет заплатить без компенсации - 65 евро в месяц. Можеть быть сумма чуть-чуть изменяется от провинции к провинции, но порядок примерно такой.

Обычный голландский ребенок ходит в сад всего 2 раза в неделю по полдня, утром либо вечером. У каждой группы в саду свое расписание, и при подаче заявки можно указать в какую группу вы хотите попасть. В нашем случае это с 8:45 до 11:45 по средам и пятницам.

Почему я написал "обычный голландский ребенок"? Потому что дети из семей мигрантов имеют право на специальную программу. В рамках этой программы дети из таких семей ходят в садик не 2, а 4 раза в неделю и в специальные группы, где с ними более усиленно занимаются голландским языком. Но такие программы есть не во всех садиках. Поэтому если есть желание попасть в такую программу нужно узнать в каких садиках она есть.

Мы пока отдали Лизу в обычный сад на 2 раза в неделю. После совещаний внутри семьи, с друзьями и воспитателем нашей группы решили, что этого должно быть достаточно чтобы Лиза овладела голландским языком на хорошем уровне. Если нам не понравится, всегда можно поменять садик на другой со специальной программой.

В peuterspeelzaal голландские дети ходят до 4 лет. И все это время дети от 2.5 до 4 лет ходят в одну и ту же группу, между ними не делают различий. Например, в группе Лизы есть мальчик, которому через пару месяцев исполнится 4 года и он пойдет в школу (в Нидерландах дети идут в школу по достижению 4 лет сразу, а не в ближайшее 1 сентября). В группе также есть испанский мальчик и вьетнамская девочка, которые тоже пока не говорят по-голландски. Что подкрепляет нашу уверенность в том, что с языком у нашей дочки все будет в порядке. 

Размер группы - максимум 8 человек. Это одно из отличий от стандартного детского сада, где в группе обычно до 16 человек. Это было также одной из причин, почему нам понравился этот сад. В группе одна воспитательница - человек с соответсвующим образованием, она ведет все основные "активности". Ей помогает один волонтер, т.е. человек, которому за это не платят.

День в саду начинается в 8:45, именно к этому времени родителей просят приводить детей. Как только все собрались, дети и воспитатели усаживаются в круг и происходит дейстсвие. Я бы сказал что это что-то вроде распевания песенки-рассказывания истоии с активным вовлечением детей.

Так выглядит комната помещение, где дети проведут свой день. Вдалеке как раз составленные в кружок скамейки, где дети и воспитатели сидят:

Может кто-то обратил внимание, что почти все предметы интерьера в комнате деревянные. Это "фишка", этого садика. Вся мебель, предметы интерьера и даже игрушки сделаны из натуральных материалов.

Вот вид комнаты в другую сторону:

Игрушки тоже все деревянные. Нас особенно позабавили деревянные кирпичи (на фото выше они в левом нижнем углу, в 2-х корзинах). У нас они вызвали ассоциации с кусками хозяйственного мыла.

Каждый день в группе новая тема, именно ей посвящены все организованные активности. В тот день тема была, только не смейтесь, "Пчелы" :) . Ну или что-то вроде "Пчелы, мед и их взаимодействие с окружающим миром". Воспитатель поет песенку, что-то рассказывает, показывает (например делает движения руками, ногами), дети повторяют. После этого каждому малышам дают специально приготовленную для этого пчелку на ниточке и дети "помогают" пчелке полетать с цветка на цветок, которые тоже заранее приготовлены на столике. Так дети передают пчелку по кругу, чтобы каждый поучаствовал. Остаток коллектива при этом рассказывает или напевает, что-то вроде "пчелка летает с цветочка на цветочек".

Что интересно, детей не заставляют садится в круг, просто зовут, приглашают. Наша Лиза сначала совсем не хотела идти в круг: ее больше интересовали игрушки в другом углу. Никто ничего не сказал и даже не обратил внимания. Только мы, родители, переживали, краснели и пытались строгим шепотом тщетно зазвать ребенка в круг.

Через какое-то время Лиза поняла, что в круге происходит что-то по настоящему интересное, раз все сидят там и что-то делают. И она сначала вышла из угла посмотреть, а потом потихоньку подбиралась все ближе и ближе. Закончила у меня на коленях (мы сидели сразу за другими детьми). Взять пчелку, правда, в первый раз отказалась.

После такого группового мероприятия, которое длится где-то минут 20, дети предоставлены сами себе. Они расходятся по комнате и каждый делает что хочет. Играют в игрушки, роются в песочнице, которая стоит прямо в комнате и т.д. Воспитатели при этом рядом и просто следят. Помогают с какой-то игрушкой, если ребенок попросит, но ничего активно вместе с детьми не делают.

По принципу чередования активности, которая требует концентрации внимания малышей и периода "отдыха", когда дети предоставлены сами себе, построен весь день. Мне это очень напомнило интервальные тренировки с чередованием нагрузки и периодами восстановления :)

После игрового "интервала", через какое-то время один из воспитателей начинает накрывать на стол к перекусу. Он может попросить какого-то ребенка помочь ему принести еду, но не зовет всех детей к столу. Все происходит в центре комнаты у всех на виду. Воспитатель начинает намазывать на хлеб масло, мед, арахисовую пасту, спрашивая у каждого ребенка, какой бутерброд он хочет. При этом кто-то может добровольно помогать намазывать на хлеб, кто-то помогает воспитателю убирать со стола или двигать скамейки, кто-то все еще продолжает играть в игрушки. Но в какой-то момент, как правило, все дети сами собираются у стола. 

Совместный перекус - это еще одна групповая активность, в которую малыши плавно перетекают из пероида "отдыха" за игрушками. Причем до того, как сесть за стол малыши сами убирают игрушки под руководством воспитателей. Потом все вместе моют руки и садятся кушать за один стол.

В этот момент мы Лизу оставили с группой, потому что она обычно гораздо лучше ест, если родители не рядом. Когда мы вернулись, дети уже опять разошлись по комнате и потихоньку готовились к прогулке. Прогулка происходит в небольшом закрытом садике, в который есть выход прямо из основной комнаты. Прогулка - это тоже период отдыха, когда малыши предоставлены сами себе. Воспитатели вытаскивают различные игрушки из кладовки в другом конце садика: велосипед, тележки, детские лопаты, грабли и пр. И малыши сами выбирают, что им нравится. Кто-то катает кого-то в тележке, кто-то сам катается на велосипеде, кто-то вычерпывает лужу лопатой при активном участии воспитателей.

Кстати, с собой в сад ребенку рекомендуется взять одежду от дождя: прогулка состоится практически при любой погоде. Да и по лужам лучше шлепать в резиновых сапогах и непромокаемой одежде.

Иногда группа устраивает выход за пределы садика. Например, в ближайший парк или ферму-зоопарк с домашними животными. Тогда воспитатели просят кого-нибудь из родителей помочь с выходом. Но суть тут не только в помощи группе, но и в том, чтобы разделить этот интересный опыт-приключение со своим ребенком и другими малышами в группе.

Обычно в течение дня у детей 3-4 периода "активных" занятий, которые группа проводит совместно и где дети занимаются чем-то, требующим концентрации внимания. Кроме песен в кругу и еды, это может быть, например, делание каких поделок, аппликаций, лепка, рисование и другие развивающие занятия.

Завершается все также посиделками в кругу. В этот раз воспитательница читала книжку с двигающимися картинками. Книжка была про медведя и мед :) Т.е. тоже в тему дня. После этого малыши опять брали пчелку и носили ее с цветка на цветок.

Заканчивается все тем, что кто-то из детей берет колокольчик и звоня в него, бежит к двери из комнаты. Дверь открывается и там детей уже ждут родители :)

9 комментариев:

  1. Очень интересно! Т.е. получается, что остальное время с ребенком должен находиться один из родителей (не работать) или няня? А формата детских садов, где ребенок может быть, пока родители работают, у вас нет? Два раза в неделю на 3 часа - это то, что у нас называется "развивалки" - для общения, совместных игр, каких-то занятий.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, именно так - либо родители все время, либо няня. Либо еще есть специальные места, куда можно ребенка отдавать. Фактически это как няня, только ты приводишь ребенка к ней домой. И у нее могут быть еще другие дети. Либо это что-то вроде садика, но там за ребенком именно присматривают, обычно не занимаются. Максимум играют. Это уже от няни зависит.

      Удалить
  2. Добрый день. Тоже интересует, а кем же дети присмотрены у работающих родителей...?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Няня или отдавать в специальные садики, в которых не занимаются, а просто присматривают. Но они стоят достаточно много.
      Правда, если оба родителя работают, можно получить около 70% денег потраченных на няню назад.

      Удалить
    2. А, понятно )) От подруги во Франции слышала аналогичное, но не знала, что можно вернуть деньги. Спасибо за ответ ))

      Удалить
  3. подскажите, Михаил, а на каком основании и как можно вернуть средства за оплату услуг няни?

    ОтветитьУдалить
  4. буду еще безумно благодарна, если расскажите, где и как найти таких нянь, чтобы иметь возможность работать полный день.

    ОтветитьУдалить
  5. Я переживаю за внука. Сын и невестка стали водить внука в садик в Нидерландах , но как он там что-то поймет если даже воспитатель-интер по -русски не разговаривает и вообще в группе нет русскоязычных детей . А дома они разговаривают с ним только по-русски, т.к. оба из России. Опыт есть у кого-нить там вот в такой же ситуации.

    ОтветитьУдалить
  6. Вот у нас абсолютно такой же опыт, причем теперь двукратный. Не переживайте и не недооценивайте собственного внука. Дети очень быстро адаптируются и учатся всему и языку.

    ОтветитьУдалить